Вопросы пенсионного обеспечения

ВНИМАНИЕ! С 1 января 2023 года начал работу Социальный фонд России, который объединил ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) и ФСС. Для назначения пенсионных выплат, а также для решения всех сопутствующих вопросов необходимо обращаться напрямую в Социальный фонд России. На сайте Соцфонда размещена информация по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей.

С целью упрощения процесса подачи заявлений в консульский отдел для составления акта о личной явке рекомендуем вам пользоваться порталом https://pension.kdmid.ru/​.​ Прием по пенсионным вопросам в консульском отделе осуществляется строго по предварительной записи с помощью электронного портала. Услуга - "пенсионные вопросы".

Общая информация

Порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386, а также международными договорами Российской Федерации. В случае, если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Положении, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации. В случае выезда на проживание за пределы Российской Федерации гражданин не ранее чем за один месяц до дня выезда подает в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории России, либо в МФЦ или через ЕПГУ заявление о выезде.

Российские граждане, уже проживающие за границей, подают заявление о выезде, а в случае нового назначения пенсии – заявления о назначении пенсии и о доставке пенсии в любой территориальный орган СФР.

Важно! Участие консульских учреждений Российской Федерации в передаче в СФР заявлений о выезде, о назначении и о доставке пенсии не предусмотрено.

Продление выплаты пенсии гражданам, которые по сведениям СФР числятся выехавшими на постоянное проживание за рубеж, производится ежегодно при условии представления один раз в год в СФР или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина
в живых.

Способы подтверждения факта нахождения гражданина в живых:

  • оформление акта о личной явке в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации (Прием по пенсионным вопросам в консульском отделе осуществляется строго по предварительной записи с помощью электронного портала. Услуга - "пенсионные вопросы") ;
  • подтверждение факта нахождения в живых в компетентном органе (у должностного лица) иностранного государства:

    в отсутствие у заявителя возможности лично явиться в российское загранучреждение документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, может быть выдан компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. В этом случае заявитель самостоятельно направляет его в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение. Следует иметь в виду, что такой документ должен быть легализован (апостилирован), а верность его перевода на русский язык - засвидетельствована в нотариальном порядке;

  • подтверждение факта нахождения гражданина в живых на территории Российской Федерации:получатели пенсии, постоянно проживающие за рубежом, в период пребывания на территории России могут подтвердить факт нахождения в живых путем личной явки в СФР или в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, может быть также выдан нотариусом на территории России.

Акт о личной явке

В случае продолжения выплаты за рубежом уже начисленной пенсии загранучреждением составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде.

Обращение пенсионера по вопросу оформления акта о личной явке допустимо ранее 12 месяцев после подачи заявления в СФР о начислении пенсии либо с даты последней передачи в СФР сведений о личной явке гражданина.

Исключается возможность оформления акта дистанционно (посредством видеосвязи, по телефону или любыми другими способами, не предусмотренными действующим российским законодательством) либо по устному поручению заявителя или по доверенности.

Форма акта о личной явке предусматривает возможность одновременного внесения сведений о факте осуществления (прекращения) работы на основании документа, выданного компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в данном разделе. Информацию о необходимости передачи данных сведений необходимо самостоятельно уточнять в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение.

Для оформления акта о личной явке заявитель должен представить
в консульский отдел Посольства России в Ирландии:

  • действительный российский заграничный или внутренний паспорт (для российских граждан);
  • паспорт гражданина иностранного государства (для иностранных граждан);
  • данные СНИЛС при наличии (документальное подтверждение
    не требуется, номер может быть указан со слов заявителя).

Важно! Предварительное направление заявления на составление акта о личной явке через сайт ( https://pension.kdmid.ru/) позволит ускорить его оформление при личном посещении загранучреждения.

Для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сестрам и внукам умершего кормильца, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным  в установленном порядке недееспособными, получателями которых являются их законные представители, подтверждение факта нахождения гражданина в живых производится в отношении гражданина, которому назначена пенсия, и его законного представителя, т.е. составляются два акта о личной явке. Факт нахождения в живых лиц в возрасте до 18 лет либо совершеннолетних недееспособных граждан может быть подтвержден только в случае их личной явки в РЗУ вместе с законными представителями/опекунами.

В этом случае в консульский отдел Посольства России в Ирландии должны быть представлены:

  • документ, удостоверяющий личность законного представителя;
  • документ, удостоверяющий личность ребенка либо недееспособного гражданина (для детей до 14 лет может быть представлено свидетельство
    о рождении);
  • документ, подтверждающий полномочия законного представителя (свидетельство о рождении ребенка, решение органа опеки и др.).

Акт о личной явке оформляется бесплатно.

Сведения об оформленном акте в день его составления в электронном виде передаются в СФР. Самостоятельно досылать в Россию акт на бумажном носителе не требуется.

Справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы
за пределами Российской Федерации

В случае, если выплата пенсии зависит от факта выполнения оплачиваемой работы (выплата пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьям, сестрам или внукам умершего кормильца, не достигшим 14 лет), в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, представляется справка о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (как правило, составляется одновременно с актом о личной явке).

Информацию о необходимости передачи сведений о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы необходимо самостоятельно уточнять в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение.

Справка оформляется только при условии личной явки заявителя
в загранучреждение.

Для оформления справки заявитель должен представить в консульский отдел Посольства России в Ирландии:

  • действительный российский заграничный или внутренний паспорт (для российских граждан);
  • паспорт гражданина иностранного государства (для иностранных граждан);
  • документ, выданный полномочным органом Ирландии, о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы;
  • данные СНИЛС при наличии (документальное подтверждение
    не требуется, номер может быть указан со слов заявителя).

Предварительное направление заявления на составление справки через сайт pension.kdmid.ru позволит ускорить ее оформление при личном посещении загранучреждения.

Справка оформляется бесплатно.

Сведения об оформленной справке в день ее составления в электронном виде передаются в СФР. Самостоятельно досылать в Россию справку на бумажном носителе не требуется.

Информация СФР

Контакты СФР

Личный прием граждан, проживающих за границей (их доверенных лиц), и прием документов от них осуществляется Департаментом социального обеспечения при переселении и интеграции  по адресу: г. Москва, ул. Анохина, д.20, корп. А (ст. метро «Юго-Западная»).
Часы приема: понедельник-четверг с 9.30 до 17.00,пятница с 9.30 до 16.00.

Письменные обращения по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за рубежом, можно направлять в СФР по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, стр.1, ГСП-1, или через онлайн-приемную на сайте СФР.

За консультацией также можно обратиться по многоканальному справочному телефону клиентской службы Департамента: +7-495-987-80-30.

Способы выплаты пенсии

Выплата пенсии производится на территории Российской Федерации
в рублях гражданину либо его представителю (законному представителю несовершеннолетнего или недееспособного лица, организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя, доверенному лицу) путем зачисления полномочным органом на счет в кредитной организации, через организацию почтовой связи либо через иную организацию, осуществляющую доставку пенсии. Способ выплаты пенсии выбирается заявителем при заполнении заявления о выезде за пределы России либо заявления о доставке пенсии.

Пенсии, назначенные до 1 января 2015 г., выплачиваются в порядке, определенном на момент возникновения соответствующих правоотношений между пенсионером и органом пенсионного обеспечения (т.е. на счет  в российском либо в иностранном банке). По желанию пенсионера продолжение выплаты пенсии может осуществляться на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим российским законодательством.

При невозможности перевода за рубеж пенсий по причине введения
в отношении России ограничительных мер экономического характера СФР направляет в адрес пенсионера соответствующее уведомление с информацией о возможности подачи заявления об осуществлении соответствующих выплат в российских рублях на территории Российской Федерации либо за ее пределами в валюте Российской Федерации согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации
от 28 марта 2023 г. № 493.

Заявление может быть подано пенсионером в СФР в письменной форме или в форме электронного документа через портал СФР с указанием полных реквизитов банковского счета, открытого в российском или иностранном банке, в орган, осуществляющий выплаты. Если заявление не поступит, то выплата пенсии будет приостановлена. После снятия ограничительных мер экономического характера, препятствующих переводу пенсий и иных выплат за границу, их выплата будет восстановлена с доплатой за все прошлое время.

Лица, подавшие заявления о выплате пенсий на территории Российской Федерации в связи с невозможностью их перевода за рубеж, после снятия соответствующих ограничительных мер смогут обратиться с заявлением о выплате пенсий в прежнем порядке, то есть путем перевода за пределы Российской Федерации.

Приостановка и возобновление выплаты пенсии

При неподтверждении факта нахождения гражданина в живых и в отдельных случаях (для выплаты пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет) факта выполнения (невыполнения) оплачиваемой работы выплата пенсии приостанавливается (прекращается).

В случае если ранее была приостановлена (прекращена) выплата пенсионных начислений, то при последующем подтверждении факта нахождения гражданина в живых и представлении иных необходимых документов (информации) выплата пенсии возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены все необходимые документы, в случае если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более 10 лет. При этом суммы страховой пенсии выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, предшествующие месяцу, с которого возобновлена (восстановлена) выплата пенсии.

Порядок получения СНИЛС лицами, проживающими за рубежом

Идентификация граждан в информационных ресурсах Российской Федерации осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Для открытия индивидуального лицевого счета гражданину,
его законному представителю (или уполномоченному представителю) необходимо обратиться в любой территориальный орган СФР или МФЦ, заполнив анкету зарегистрированного лица, форму которой можно скачать на сайте СФР sfr.gov.ru  в разделе «Гражданам»→ «Трудоспособному населению» → «Персонифицированный учет пенсионных прав граждан» → «Как получить, заменить и восстановить СНИЛС».

К анкете представляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.  К анкете, поданной от имени гражданина его законным представителем, дополнительно представляются документы, удостоверяющие полномочия законного представителя, а также документ, удостоверяющий его личность.

В случае представления интересов гражданина лицом в силу полномочия, основанного на доверенности, к заявлению дополнительно прилагаются доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документ, удостоверяющий личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется.

Граждане, проживающие за пределами Российской Федерации, могут направить указанные документы в СФР по почте, при этом следует иметь
в виду, что подпись на заявлении и верность копий документов должны быть засвидетельствованы в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (т.е. за рубежом – российским консульским должностным лицом).

Материнский (семейный) капитал

Получить сертификат на материнский капитал имеют право семьи,  в которых родился или которые усыновили после 1 января 2007 г. второго, третьего или последующего ребенка, а также семьи, в которых после 1 января 2020 г. родился (был усыновлен) первый ребенок.

Граждане, проживающие за рубежом, могут подать заявление о выдаче государственного сертификата на материнский капитал и необходимые документы непосредственно в СФР (лично или через доверенное лицо), либо направить их посредством почтовой связи, либо в форме электронного документа через портал Госуслуг (gosuslugi.ru).

Следует иметь в виду, что подлинность подписи на заявлении и верность копий документов, направляемых в СФР по почте, должны быть засвидетельствованы в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Консульские учреждения Российской Федерации полномочиями на прием заявлений о выдаче государственного сертификата на материнский капитал не наделены.

С информацией по вопросу получения сертификата на материнский капитал гражданами, проживающими за рубежом, перечнем необходимых документов и правилами их оформления можно ознакомиться на сайте СФР sfr.gov.ruв разделе «Гражданам» → «Пенсионерам» → «Пенсионное обеспечение лиц, проживающих за границей» → «Информация об особенностях оформления заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и необходимых документов для граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации».

Наверх